Форум » Економічні » Информационное Общество » Ответить

Информационное Общество

razvitieregiona: -------------------------------------------------------------------------------- Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики -------------------------------------------------------------------------------- С.А. Дятлов -------------------------------------------------------------------------------- Современная эпоха — эпоха информационного общества, информационных технологий, информационной экономики и информационных методов управления общественными процессами. Глобальная сетевая экономика получила название Networks Economy. Другие используемые однотипные определения — New Economy, Internet Economy. В дальнейшем мы будем под данными понятиями понимать в широком смысле электронно-сетевую экономику. Теория рыночной экономики традиционно называется Economics. Теорию сетевой экономики, включающей в себя предмет и метод исследования, а также методы управления электронно-сетевыми взаимодействиями, инструментарий принятия решений и проведения практической политики в сфере электронно-сетевой экономики, мы будем называть Netnomics. Деловая, инвестиционная привлекательность и эффективность сетевой экономики зависят от наличия в ней критической массы экономических агентов и развитой электронной инфраструктуры, которая делает возможным их электронную деятельность. Это получило название «Network externalities » [1]. «Понятие «сетевая экономика» шире понятия «электронный бизнес». Сетевая экономика представляет собой сетевую системно организованную многоуровневую пространственную структуру взаимоотношений в Интернете, телекоммуникационных сетях и других сетевых структурах между экономическими агентами, которая включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, телебанкинг, телеработу и другие составляющие и которая развивается в соответствии со своим специфическими целями и критериями эффективности. Сетевую экономику следует рассматривать не как единое целое, а как единство нескольких составляющих. На примере США в качестве первой составляющей предлагают рассматривать основных сетевых провайдеров, таких как Quest, MCI, AOL и Mindsprint. Второй составляющей Internet-экономики являются компании, разрабатывающие программное обеспечение: Netscape, Microsoft, Sun. Промежуточный уровень включает сетевых брокеров, таких как E-Trade, Schwab, DLJake Direct, С-Net. Одной из самых значительных составляющих является электронная коммерция (компонент B2C), которая представлена такими компаниями, как Amazon.com и Etoys.com. Кроме того, есть и другие компоненты. На место традиционного бизнеса приходит электронный бизнес или Интернет-бизнес, развивающийся на базе высокий технологий (hi-tech) и включающий в себя качественно новые методы работы компаний, которые позволяют им обеспечить конкурентные преимущества за счет увеличения инвестиций, сокращения затрат, расширения сферы деятельности и выявления новых каналов сбыта, привлечения новых потребителей и улучшения обслуживания клиентов, большей мобильности и оперативности при принятии управленческих решений, возможности конвергенции. Важнейшей составляющей электронного бизнеса является электронная коммерция. Согласно исследованиям компании IDC, в 2003 году «оборот электронного бизнеса достигнет одного триллиона трехсот млрд. долл., то есть в сто раз превысит оборот девяносто седьмого года». По данным исследования e-Stats, объемы электронной торговли в 2003 г. по типу B2B составят 1082,3 млрд. долл., а по типу B2C — 161,7 млрд. долл. [2]. Конвергенция Интернет-бизнеса возникает на основе сетевых Интернет-технологий и представляет собой интеграцию или более свободное взаимопроникновение различных видов деятельности и переплетение различных функций Интернет-компаний при расширении своего бизнеса, при инвестировании ими в различные сферы, при освоении новой рыночной ниши, что предоставляет им возможность успешно работать на самых различных рынках (товарном рынке, рынке услуг, финансовом рынке). В процессе сетевой конвергенции имеет место определенный интегральный эффект и формируются электронные интегрально интегрированные компании. Параллельно с формированием различных составляющих сетевой информационной экономики идет формирование различных сетевых институциональных, управленческих структур, включая институты государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Интернет-технологии не только быстро внедряются в политику, бизнес, государственное управление, но и трансформируют характер межличностных отношений в обществе (формируются виртуальные он-лайновые сообщества, устанавливаются отношения информационного партнерства, осуществляется группировка пользователей по определенным информационным интересам), меняют правила «игры», меняют принципы ведения бизнеса, управления компаниями и государственного управления. В настоящее время между традиционной теорией рыночной экономики (Economics) и теорией сетевой экономики ( Netnomics) существуют сложные отношения, которые мы определяем термином «методологическая конвергенция». При этом здесь нужно учитывать следующие принципиальные особенности. Во-первых, здесь речь идет о комплексной конвергенции, то есть конвергенции не только предмета и метода исследования, но и методов управления электронно-сетевыми взаимодействиями, инструментария принятия решений и проведения практической политики в сфере электронно-сетевой экономики. Во-вторых, речь идет не просто о конвергенции, понимаемой как механическое сближение методологий рыночной экономики и электронно-сетевой экономики, а об эволюционно-конкурентной методологической конвергенции, когда методологии традиционной Economics и новой Netnomics, одновременно взаимодействуя (взаимообогащаясь) и конкурируя (отрицая) друг друга, развиваются в одном направлении. В-третьих, одновременно взаимодействуя и взаимодополняя, конкурируя и в определенном смысле отрицая друг друга, Economics и Netnomic развиваются в направлении, которое характеризуется возникновением и формированием системы принципиально нового коэволюционного типа, синтезирующей в себе методологические принципы обоих научных направлений в экономике. Данный тип мы называем коэволюционно-сетевой методологией ( ConNetnomics) экономики с адекватной ей методологией исследования и инструментарием анализа и управления процессами в электронно-сетевой экономике. При этом все понятия, методы и инструменты Economics не исчезают, а определенным образом через этап конвергенции их содержательных параметров трансформируются в новый коэволюционно-сетевой тип. В дальнейшем мы будем использовать понятие коэволюционная электронно-сетевая экономика, которая имеет свой особый предмет, методологию и инструментарий исследования. В рамках данного развиваемого нами теоретического подхода предполагается дать содержательные характеристики всем составляющим электронно-сетевой экономики, включая электронный бизнес (электронную коммерцию). В целом в Интернет-экономике складываются определенные макропропорции между различными ее составляющими и компонентами. Развитие электронного бизнеса, динамику Интернет-экономики можно охарактеризовать целым набором макропоказателей или макропараметров, которые могут быть классифицированы в соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них можно выделить количественные, качественные, функциональные показатели, показатели развития структуры, эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и др. В новой экономике перестают быть действенными присущие индустриальной рыночной экономике традиционные соответствия, зависимости и пропорции между основными макроэкономическими параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и традиционными факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфляцией (динамикой денежной массы), между номинальными и реальными макроэкономическими показателями. Традиционные методы регулирования в новой экономике также перестают быть действенными. Примером этого может служить то, что предпринимаемое правительством в соответствии с неоклассическими постулатами повышение процентной ставки применительно к сфере Интернет-экономики не ведет к снижению потребления населения и не компенсирует «перегрев» экономики и рынка акций высокотехнологичных компаний. Сегодня существует ряд макроэкономических проблем, касающихся конкурентного взаимодействия традиционной и электронно-сетевой экономики, которые в рамках методологической конвергенции требуют своего исследования и разработки действенного методологического и понятийного аппарата, организационного механизма и практического инструментария. Первая проблема — это проблема границ национальной экономики и критериев ее отнесения к «открытой» или «закрытой» экономике. Если та или иная страна становится частью глобальной сетевой экономики с развитой информационной инфраструктурой и «прозрачными» электронными границами, то анализ ее макроэкономических параметров функционирования в рамках модели «закрытой экономики» не правомерен. Здесь встает проблема «прозрачности» и открытости границ экономического пространства, что обуславливает модификацию таких инструментов макроэкономического регулирования как тарифные барьеры и налогообложение. Использование последних в борьбе с иностранным электронным бизнесом (экспансией зарубежных корпораций на электронных рынках) становится малоэффективным. В новых условиях появляются новые информационные факторы экономического роста и встает вопрос об информационно-инновационном типе воспроизводства. На основе использования Интернет-технологий у компаний появляется возможность при сокращении штатов и улучшении менеджмента увеличивать объемы производства и продаж, а также сокращать затраты и увеличивать производительность труда. Это обеспечивает неинфляционный экономический рост, способствует росту эффективности и устойчивости компаний и оказывает благотворное воздействие на будущие ожидания. Налоги и таможенные пошлины. Развитие электронной торговли выявило целый ряд вопросов, касающихся налогообложения и таможенных ограничений. Применение электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разрабатывает рекомендации, в соответствии с которыми налогообложение сделок, осуществляемых в рамках электронной торговли, должно быть нейтральным по сравнению со сделками, осуществляемыми без использования электронных средств. Налогообложение электронной торговли должно соответствовать установившимся международно принятым обычаям и должно осуществляться с наименьшими затратами. Уже имеется определенный международный опыт в решении этих проблем. В начале 1998 г. Всемирная Торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета. В США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара [3]. Электронные деньги. Использование современных электронных платежных систем, развитие телебанкинга, электронных расчетов приводит к тому, что растет скорость обращения денег. Отсюда возникает ряд проблем: регулирование денежной массы в обращении, влияние массы электронных денег на инфляцию и экономический рост. Традиционно государство в лице Центрального Банка получает дополнительный доход от эмиссии новых денег, который получил название «сеньораж». При появлении такого нового специфического вида денег как электронные деньги встает вопрос о том, кто будет регулировать массу электронных денег и будет получать «сеньораж». Эти проблемы будут только усиливаться при изменении денежной основы за счет электронных денег и переведут вопрос о контроле электронной денежной массы в практическую плоскость. Существует много споров по поводу того, должны ли эмитенты электронных денег быть зарегистрированными, чтобы иметь статус банков. Если бы это было принято, то эмитенты кредитных карточек попали бы под строгий надзор центральных банковских властей. Острое расхождение подходов по этому вопросу отражено в официальных положениях, принятых Европейским Союзом и Соединенными Штатами. В докладе от 1994 года Европейского денежно-кредитного института отмечено, что только банкам разрешено выпускать универсальные расчетные карты и что это право должно быть ограничено для других, чтобы защитить целостность розничной системы платежей и потребителей от последствий возможного краха эмитентов. Отдельная важная проблема — это возникновение интегральных эффектов в результате сетевого взаимодействия в информационной экономике. По сравнению с традиционным анализом в новой экономике имеют место не просто мультипликационные эффекты (например, выраженные в модели мультипликатора автономных расходов или в модели денежного мультипликатора), но и особые «интегральные» эффекты сетевого взаимодействия [4]. Использование новых информационных технологий, Интернета в бизнесе изменило отношение к оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из критерия прибыльности компании, то теперь — из критериев потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В современных условиях стоимость Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущая, но и будущая прибыльность. При этом ориентируются, прежде всего, на такие показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу пользователей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке» и др. Сегодня в информационном Интернет-пространстве разворачивается острая конкурентная борьба как между традиционными компаниями и новыми Интернет-компаниями, так и среди новых Интернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный процесс поглощения одних компаний другими с целью занять как можно большую долю на глобальном сетевом рынке или захватить с помощью конвергенции как можно больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и подразделениями экономики. В Интернет-экономике все труднее отслеживать и учитывать реальные потоки экспорта и импорта, что приводит к неточностям в счетах платежного баланса страны (счет текущих операций и счет движения капитала). Последнее приводит к ошибкам при учете доходов и расходов госбюджета и, в конечном счете, к деформации его структуры. Существует проблема множественности локальных (в глобальном электронном сетевом пространстве) или точечных (во времени) равновесий и неравновесий, которые возникают в результате локальных актов купли-продажи и которые подчас трудно централизовано отследить и обобщить, хотя они влияют на установления локально-сегментного и общего экономического равновесия. Отсюда обостряется проблема регулирования не только этих локальных сегментов, но и национального рынка в целом. При этом возникает проблема смещения временных акцентов. Как известно, в традиционной теории рыночной экономики различаю кратко- идолгосрочный периоды. Закономерности и условия, касающиеся установления равновесия на макроуровне, которые характерны в рамках методологии традиционного экономикса для долгосрочного периода, в условиях сетевой экономики могут складываться в краткосрочном периоде. А это непосредственно влияет на принятие макро решений и на характер проводимой политики макроэкономического регулирования. С развитием Интернета и его проникновением во все сферы экономики возникает уже проблема равновесия не отдельных рынков (рынка благ, рынка денег, рынка труда и др.), а общего макроэкономического равновесия хозяйственной системы страны. Нелинейное «неклассическое» ценообразование. Специалисты утверждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традиционный принцип определения цены и объема производства путем выравнивания предельного дохода с предельными издержками в информационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключение к которому все большего числа пользователей не ведет к повышению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю. Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них — одно из важнейших направлений дальнейших исследований. В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но и меняются критерии эффективности инвестиций . Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенствовании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы, не соответствуют традиционным критериям, применяемым для принятия решений об инвестировании в проекты, например, показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя «отдача от инвестиций» в проектах, связанных с информацией и электронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности клиента; как определить, есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности, и др. Особо важная проблема — это дистанционная распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через которые специалисты в области найма посредством компьютерной обработки представленных в Интернете кандидатами электронных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками (данными о вакансиях и требованиях к нанимаемым работникам) компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Интернет-технологий возникают новые формы занятости, более гибко распределенные во времени и пространстве графики и режимы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов занятости в виду большей гибкости (возможности работнику самому планировать график своей работы), оперативности, производительности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение. В США и Европе существуют разнообразные по типам специальные ассоциации телекомьютинга или телеработы. Последние годы телекомьютинг стал активно развиваться и в России. Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг , когда российские ученые (часто коллективы ученых), находясь в научно-исследовательском институте в России и выполняя свои прямые служебные обязанности, одновременно с этим работают над выполнением заданий, присланных им через компьютерные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов», когда зарубежные компании используют интеллектуальный труд специалистов других (как правило, развивающихся) стран, но при этом сам работник не покидает пределов своей страны. При этом страны-наниматели выигрывают, а страны- исполнители проигрывают, т.к., хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. На основе анализа складывающихся тенденций развития сетевых взаимоотношений можно предположить, что Интернет как особое информационно-сетевое структурированное пространство должен иметь свое особое, отличное от традиционного законодательно-правовое поле, в рамках которого должны регламентироваться взаимоотношения между субъектами деятельности в Интернет-пространстве и разрешаться все возникающие между ними споры. Логично сделать вывод о формировании особой синтетической отрасли международного права, которую можно назвать термином «Интернет-юриспруденция». Правоотношения лиц в Интернете должны существовать в особом правовом поле, адекватно учитывающим специфику Интернет-пространства и имеющим свои особенные нормативно-регламентирующие принципы. Особому Интернет-пространству присущи свои особые закономерности функционирования и развития. Сегодня многие организационные принципы и правила, характеризующие деятельность в Интернет-пространстве, слабо стыкуются с действующим в большинстве стран мира законодательством. Как законодательство отдельных стран, так и международные нормы не учитывают в полной мере новое качество и особенности отношений, складывающихся между участниками в Интернет-пространстве. Например, Американская ассоциация адвокатов (ААА) по итогам специальных слушаний на ежегодном съезде рекомендовала правительству принять законы, которые бы регламентировали коммерческие отношения в Интернете. ААА считает, что традиционное законодательство не применимо для регулирования взаимоотношений в Интернете и предлагает создать специальную «киберюрисдикцию» . «Интернетюрисдикция» будет основываться на понятии «киберграниц», которые определяются не государственной принадлежностью web-сайта, а его «электронной пропиской», функциональной направленностью на определенный вид предлагаемых товаров (услуг) или ориентацией на определенный круг пользователей. Такая «электронная прописка» должна выдаваться при регистрации сайта. Юридическое регулирование всех Интернет-операций и правоотношений должны осуществлять специальные программы, которые получили название «кибердипломаты». Для надзора за соблюдением законности должен быть создан международный «кибертрибунал», в функции которого входят контроль за правоотношениями в Интернете и выработка рекомендаций правительствам о наказании нарушителей в соответствии с национальными законами [5]. С учетом формирования нового особого информационного правового поля, существования особых феноменов Интернет-пространства и складывающихся в нем правоотношений между субъектами сетевого взаимодействия требуется согласование и гармонизация традиционного (национального и международного) законодательства и формирующегося нового Интернет-законодательства. В основу такой гармонизации сегодня может быть положен принцип «методологической конвергенции», характеристика которого была дана нами выше. В целом речь идет о формировании в будущем универсальной коэволюционно-сетевой методологии и инструментария , которые могут быть применимы для анализа складывающихся сегодня закономерностей и станут основой для разработки действенных механизмов эффективного управления и принятия решений в ответ на вызовы ХХ1 века — века информационного общества, информационной экономики и информационных технологий управления общественными процессами. ЛИТЕРАТУРА 1. Encyclopedia of the New Economy//WIRED. May,1998. http://www.hotwired.com/special/ene 2. Технологии IBM для электронного бизнеса.// М., 2000. С.4-5. 3. Michael Mazerov, Iris J. Lav. A Federal Moratorium on Internet Commerce Taxes Would Erode State and Local revenues and Shift Burdens to Lower-Income Households. Center on Budget and Policy Priorities// May, 1998. http://www.cbpp.org/512webtax.htm 4. Дятлов С.А. Принципы информационного общества// Информационное общество, 2000, № 2. С. 77-85. 5. Кибертрибунал приступает к работе// Известия, 20 июля 2000 г . -------------------------------------------------------------------------------- Дятлов Сергей Алексеевич - доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета эконмики и финасов, директор по развитию журнала "Экономика образования", координатор по Санкт-Петербургу проекта "Дистанционное образвание в экономике"

Ответов - 10

razvitieregiona: изменение типа потребителя. Клиенты как на потребительском, так и на корпоративном рынках абсолютно свободно пользуются интернет-порталами для сравнения цен на товары и услуги тысяч поставщиков. Уже почти миллиард человек подключены к интернету, что дает им возможность сравнивать товары и делиться новым опытом. Если ваше товарное предложение не самое лучшее, мы об этом уже знаем. И если ваша прибыльность строится на перекосе в информированности из-за того, что вы знали нечто такое, чего не знали мы, то можете попрощаться со своими прибылями. Мы знаем, сколько другие платят за этот товар!. И правительства больше не смогут давать людям гарантии занятости, материального благополучия, пенсионного обеспечения или обучения в течение всей жизни. Каждому из нас придется взять на себя полную ответственность за свое выживание и личные ситуации, что создаст бесчисленные возможности для развития новых видов персональных услуг: от консультирования в областях финансов и карьеры до перепоручения домашних работ приглашенным специалистам.По мере того как «поколение миллениума» будет оканчивать школу и выходить в большой мир, можно ожидать еще более драматических событий. По мнению Малкольма Глэдуэлла (Malcolm Gladwell), автора The Tipping Point, это сообщество молодых людей оторвалось от поколения родителей и двинулось в сторону гораздо большего разнообразия и независимости [3]. Их внутренняя связь через постоянный обмен текстовыми сообщениями и звонки по мобильным телефонам столь велика, что можно говорить о чем-то вроде неразрывной сети сознания, позволяющей создавать новые увлечения и модные тенденции со скоростью света. Постигнуть и использовать этот переменчивый сегмент потребительской активности — как никогда трудная задача для глобальных компаний, которыми управляют 40-50-летние. Эти менеджеры думают, будто компьютер -не более чем усовершенствованная пишущая машинка (интересно, кто-нибудь еще выпускает пишущие машинки?). Они убеждены, что реклама себя оправдывает. Они просто уже ничего не понимают. Менее чем за четверть века от начала цифровой революции (начавшейся, по данным музея компании Intel, в 1974 году с появлением первого микропроцессора) было произведено почти 6 млрд микропроцессоров — по одному на каждого жителя Земли. Можно с уверенностью предсказать, что к 2020 году в мире будет около триллиона интеллектуальных устройств, соединяющих буквально все элементы повседневной жизни людей, от автомашин и ПК до холодильников и аудиоустройств. Встроенный искусственный интеллект и соответствующее развитие мощных коммуникационных систем, которые связывают нас (людей и машины) друг с другом, окажет преобразующее воздействие на то, как мы живем, и на сами наши жизни. Взаимодействие приобретет существенно большее значение, чем все остальное, что определяет нашу сегодняшнюю жизнь. В следующие пять-десять лет мы вступим в новую эру всеобщей информационной близости, отличающейся одновременно взаимозависимостью и мимолетностью. Мы говорим о движении за рамки нынешнего вербального обмена информацией к визуальной и виртуальной по своему характеру реальности завтрашнего дня (в конце концов, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Помните ли вы свой последний поход в розничный магазин электротоваров, чтобы купить цифровую камеру или музыкальный центр? Выбор товарных предложений никогда еще не был столь широким и динамичным. То, что сегодня предложит Sony, уже через неделю усовершенствуют Canon, JVC и Philips. В сущности, мир превратился в гигантский копировальный аппарат, производящий все более замысловатые и привлекательные товары, чтобы заставить нас покупать. Но действительно ли все эти поставщики понимают наши скрытые нужды? Вопрос не только в том, что перекосам в информированности пришел конец. Сам характер наших желаний и потребностей переживает радикальные изменения. Большинство из нас уже купило все «вещи», какие только могут когда-либо понадобиться. Следующее поколение больше интересуют переживания и опыт, чем товары,— они хотят не столько покупать, сколько узнавать, делать и ощущать. Неизменная корпорация Итак, корпорации оказались перед лицом стремительного натиска растущих возможностей связи, новых экономических веяний и меняющихся устремлений потребителей. Пытаются ли они дать достойный ответ? Нет, конечно. Большинство крупных корпораций из последних сил бегут по замкнутому кругу внутренних программ, целью которых является не движение вперед, а простое выживание. Да, они пытаются стать легче и подвижнее. Они реорганизовали свои структуры, обзавелись колоссальными компьютерными системами, охватывающими все предприятие, и платят целые состояния консультантам по управлению, чтобы те помогли им остаться на лидирующих позициях. Но все, что им удалось, это добиться равенства конкурентами — свести игру вничью. Они упустили победу, потому что были сосредоточены на внутренних процессах и на информации вместо того, чтобы добиваться успеха во всех звеньях цепочки поставок. Говоря о возможных «призах» вне рамок корпорации, мы имеем в виду не только взаимодействие с клиентами. Новые механизмы торговли — такие, как виртуальные рынки и интернет-порталы,— означают радикальное сокращение расходов на ведение бизнеса, что неизбежно отменяет необходимость в компании большого размера. Как и при большинстве революций, влияние интернета превзойдет наши ожидания, но чтобы оно проявилось, потребуется несколько больше времени, чем предполагалось. Мы привыкли считать, что боевой натиск электронной торговли обрушит крепостные стены корпорации самостоятельно, однако оказалось, что ее обогнал другой «игрок» — аутсорсинг. Бизнес «преобразующего» аутсорсинга подобен взрыву. Сектор услуг ИТ, лишившись прибыльных контрактов на интеграцию систем и консультирование, пытаясь уцелеть, ухватился за радикальную реструктуризацию корпораций. Компании этого сектора предлагают выкупить у традиционных корпораций такие непрофильные активы, как финансы, человеческие ресурсы и ИТ, и устроить им нечто вроде липосакции — своего рода ускоренное избавление от излишнего «жира». Миллиарды долларов наличными были предложены сектором услуг в качестве аванса - к удовольствию владельцев, которым скоро предстоит стать бывшими. Происходит стремительный отток активов из старой экономики в новую и целый ряд удивительных последствий. результатом является дезинтеграция корпорации, столь убедительно описанная Джоном Хагелем (John Hagel) в статье Unbundling the Corporation [4], опубликованной в журнале Harvard Business Review. После этой дезинтеграции остаются значительно поредевший набор основных видов бизнес-деятельности и пачки столь необходимой наличности. Контрольная точка — сочетание причин Современная корпорация находится под разрушительным давлением могущественных сил. Эти неповоротливые образования вступают в эру перемен и должны соответствующим образом откликнуться на веяния времени, но большинство из них по-прежнему слишком зациклены на своих продуктах и внутренних функциях. Они не могут понять, как именно меняются нужды всех заинтересованных лиц — от потребителей, получивших новые возможности благодаря огромному выбору товаров на рынке и прозрачности цен, до инвесторов и собственных служащих, желающих повысить прибыли на свой финансовый или интеллектуальный капитал. Первое и самое главное: большие корпорации должны стать расторопнее. Однако невозможно быть одновременно и большим, и проворным — движение требует слишком больших затрат внутренних ресурсов, поэтому фрагментация организации становится все более привлекательной мерой. Менее крупные корпорации быстрее откликаются на нужды клиентов, а также в большей степени являются новаторами. Растущие возможности связи означают, что старый принцип экономии от эффекта масштаба стремительно утрачивает действенность. Не будем забывать и о силе, воздействующей изнутри,- речь идет о генеральном директоре корпорации, обязанном предпринимать какие-то шаги, сколь угодно радикальные, чтобы продемонстрировать акционерам результаты, которых те требуют. В совокупности эти силы бросают фундаментальный вызов структуре корпораций-гигантов. Столь масштабный переворот совершается в деловом мире не впервые первый раз. В конце концов, единственный представитель из списка сотни самых успешных корпораций XX века, которому суждено было увидеть новое тысячелетие,- General Electric. Но предстоящий цикл революционных преобразований станет небывало жестоким, грубым и быстрым. Следствия - атомистический взгляд Компании должны сделать фундаментальный выбор между масштабом и подвижностью. Этот выбор уже сделали такие непохожие друг на друга компании, как GE и Nike, Мы убеждены, что сегодняшние единые предприятия завтра распадутся на различные компоненты-атомы. Одни окажутся чрезвычайно мелкими и в высшей степени способными к адаптации. Другие продолжат бороться за преимущества, обеспечиваемые превосходством в величине и размахе, но зачастую платой за это преимущество будет неприемлемая цена на их товарные предложения. Мы станем свидетелями поляризации структур в полном соответствии с описанием Джилла Рингланда (Gill Ringland): «Коралловый риф, населенный великим многообразием ярко окрашенных форм океанской жизни, и темные морские глубины, в которых таятся гигантские хищники» [5].<BR>Давайте внимательнее рассмотрим новые атомизированные типы предприятий, которые скоро возникнут.<BR>Основной движущей силой новой экономики станут мелкие «умные» компании (smart companies), главным средством производства которых станут знания. Эти компании будут создавать постоянный поток новых инновационных предложений. В фармацевтическом секторе уже присутствует несколько тысяч исследовательских в своей основе биотехнологических компаний, занимающихся исключительно инновационными продуктами. Умные компании будут вступать во взаимодействие с рынком через посредничество других самостоятельных организмов — «менеджеров по работе с клиентами» (customer managers), понимающих конкретные устремления потребителя, а также «сетевиков» (webspinners), создающих новые типы сетей между компаниями и извлекающих стоимость из персональных взаимодействий с собратьями по профессии. Совместно такие атомы соберут горы товаров и услуг, удовлетворив индивидуальные нужды каждого клиента. Большая часть этих атомов будут насчитывать десятки или сотни (а не тысячи) сотрудников и напоминать высокоспециализированные мастерские из сферы высоких технологий, примеры которых встречаются в самых экономически развитых странах мира — скажем, в Силиконовой долине. Это могут быть компании, занимающиеся биотехнологиями, или специализированные розничные продавцы, но в любом случае быстродействие и подвижность будут их пропуском к выживанию и успеху. Аналогия с юркими пестрыми рыбками, обитательницами «кораллового рифа» Рингланда, дает наглядное представление о предприятиях такого рода. На противоположном полюсе располагаются глобальные платформы, позволяющие этим маленьким инновационным компаниям-атомам обслуживать мировой рынок. Кто-то по-прежнему должен производить моющие средства, выращивать сельскохозяйственную продукцию и заниматься нефтепереработкой. Платформы материальных активов будут обеспечивать глобальный эффект масштаба в таких отраслях, как товарное производство и транспорт. Тогда как сервисные платформы (service platforms) возьмут на себя администрирование в таких связанных с обработкой информации видах деятельности, как управление людскими ресурсами, информационные системы, закупочная деятельность и финансовый контроль в самых разных секторах. Это и будут те киты и прочие морские гиганты, которые проплывают в «океанских глубинах». В истинно глобальной экономике определенные регионы мира возьмут на себя конкретные виды деятельности в соответствии со спецификой местных навыков и локальным уровнем заработной платы. Тайвань уже стал всемирным центром производства электронной продукции. Китай стремительно обретает характер производственной платформы многоцелевого назначения. Индия взяла курс на мировое лидерство в сфере ИТ, превращаясь в глобальную сервисную платформу. Запад интенсифицирует перевод своих производственных и вспомогательных операций в другие страны, становящиеся центрами осуществления офшорных функций. Нынешний бум аутсорсинга и перепоручение функций производства и логистики третьей стороне подтверждает тенденцию развития в направлении разграничения дизайна и операций. Компании, добившиеся совершенства в создании продуктов, должны быть «умными» — интеллектуальными, подвижными и инновационными, тогда как организации, желающие преуспеть в производстве, должны быть большими, стабильными и эффективными. Поскольку скорость и интенсивность экономического и технологического развития продолжают нарастать, усилится и это разделение — а значит, многие организации по оказанию интегрированных сервисных ИТ-услуг обречены на вымирание. <BR>Все эти атомарные предприятия будет объединять в виртуальную корпорацию владелец портфеля — действующий в интересах инвестора атом, держатель акций атомарных корпораций, которые он породил или купил. Глобальными корпорациями будущего станут мелкие, но могущественные владельцы портфелей, располагающие разветвленным набором долей в различных фирмах на условиях перекрестного холдинга, причем парадигмой функционирования становится уже не владение, а доступ. Сегодня в США такие закрытые акционерные компании, как KKR, уже приняли этот подход и выступают не столько в качестве операторов, сколько в роли инвестиционных банков. А сто высших руководителей одной из самых успешных мировых компаний, ВР, перебрались из головного офиса корпорации в лондонском Сити в здание поскромнее в Уэст-Энде — вот наглядная демонстрация менталитета владельцев комбинированных портфелей. Каждый такой атом в отдельности может быть маленьким и незавершенным, но они способны объединяться в сети стоимости, или молекулы, отличающиеся мощью, быстротой и невероятной гибкостью и в то же время достаточно управляемые, чтобы быть в состоянии удовлетворить ожидания клиентов. В будущем конкурировать за внимание потребителя будут именно сети создания стоимости, а не мегакорпорации. Мелкие частицы, составляющие такую сеть, и есть атомарные предприятия, о которых мы говорили, и каждое из них будет процветать в более динамичном и богатом разнообразнейшими связями деловом окружении. В последующих главах мы подробно рассмотрим, как и из чего возникают атомарные предприятия, но пока просто примите на веру: атомарная экономика будет эффективной работать. Причины В ближайших двух главах мы объясняем, почему атомизация не только желательна, но и неизбежна. Мы рассматриваем силы, меняющие корпоративную структуру и отношения корпораций с массой заинтересованных лиц — от покупателей и акционеров до служащих и поставщиков. Коллапс теории атомизации: как будут выглядеть корпорации в условиях экономики, основанной на коммуникации и соединениях, и как они будут сосуществовать. Мы не только опишем предприятия-атомы и приведем их примеры, но и расскажем, как они формируют экономические единицы завтрашнего дня — молекулы. Следствия Изложив теоретическую базу, мы переходим к описанию основных последствий . Мы рассказываем, как индивид — то есть вы, читатель,— может адаптироваться и процветать в новой деловой среде и какие возможности развития открываются перед современными чрезмерно большими корпорациями. Кроме того, мы описываем, как будут развиваться целые отрасли, подстраиваясь под процесс агомизации корпорации, и как традиционные границы секторов могут «поплыть» и в конечном счете разрушиться Перемены Интересно составить представление о последствиях общего характера, но большинство из нас хочет знать, что произойдет с нашей повседневной работой и обязанностями, а также с жизнью в семье и в социуме. В данном разделе мы говорим о воздействии нашей теории атомизации на ключевые элементы корпоративной жизни, от обеспечения благосостояния до слияний и поглощений, а также аутсорсинга и организационной структуры предприятия Также мы рассматриваем сектор ИТ-услуг, в котором сегодня трудятся многие наши читатели. Наконец, мы предлагаем инструкцию по атомизации с описанием двух методов, позволяющих пометить скрытые атомы. Корпоративная Реформация Атомизация не есть нечто совершенно новое. В XVI веке человечество пережило крушение величайшей многонациональной корпорации своего времени — католической церкви, вызванное влиянием сил, сходными со многими из тех, что были описаны нами в первой главе. Мы завершаем повествование призывом «К оружию!», обращенным к служащим крупных корпораций и людям, которых волнует продвижение по службе. Всех нас ждут интересные времена. Мы предсказываем фрагментацию жестких цепочек поставок и формирование на их месте гибких сетей создания рыночной стоимости Спектр товарных предложении «от нефтяной скважины до бензонасоса» больше не будет предметом гордости Дальнейшее развитие средств и способов связи откроет путь для атомизации корпорации Мейер и Дэвис несколько лет назад описали в книге Blur начало изменений, трансформирующих привычную для нас экономику [1] Вот их прогноз © Сделки в режиме реального времени В соединенной» организации каждый элемент бизнеса функционирует и меняется с огромной скоростью • Всеобщая связь на основе электронных средств коммуникации Все будет связано со всем — товары, люди, корпорации и страны ® Значимость нематериальных активов Любое товарное предложение будет иметь материальные и нематериальные составляющие экономической стоимости, причем рыночная стоимость нематериальных элементов будет расти быстрее<BR>Короче говоря, когда интернет - а вместе с ним и всеобщая возможность соединения - выходит на сцену, меняется буквально все Новые механизмы электронной торговли, такие, как онлайновые порталы и виртуальные рынки, трансформируют способы ведения бизнеса на всем протяжении цепи поставок Рассмотрим например, опыт путешественника, который хочет купить билет на самолет При помощи поисковой машины в интернете он может мгновенно сравнить цены всех мировых авиалиний и, следовательно, выбрать самый дешевый или наиболее подходящий именно ему вариант Благодаря онлайновым аукционам тот же путешественник может назвать собственную цену или предложить авиалиниям побороться за право обслужить его — эти возможности предоставляет, например, сайт pncehne com Подобные механизмы используются в каждом звене цепочки, расширяя выбор и повышая его результативность Мощь этих посредников противоборствует засилью таких игроков, как Shell, господствующих в традиционной цепочке поставок. Напротив, все большая власть передается в руки потребителей Появление интернет-механизмов и формирование электронных посредников поможет ослабить господство крупных корпораций в отдельных цепочках поставок и сделает возможным сосуществование множества различных игроков Давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Электронная цепочка поставок Появление интернета открыло небывалые перспективы как компаниям, так и потребителям С1996 года, по мере того как колоссальные возможности информационной супертрассы проникали в бизнес-сообщество, многие корпорации сосредоточились на покупках через интернет — первой быстрой победе новой цифровой экономики. Многие промышленные лидеры (такие, как ВР и Ford) быстро добились значительных успехов в разработке собственных электронных систем закупок. Эти внутренние системы, основанные на использовании интернета, были призваны извлечь преимущества за счет консолидации затрат в рамках одной корпорации. И речь шла далеко не о грошах, это могла быть (и нередко была) экономия в десятки миллиардов долларов. Каждый сектор понял, что формирование его расходов на основные и неосновные товары и услуги с помощью электронного рынка, ставшего возможным благодаря интернету, открывает перспективы громадной экономии от эффекта масштаба и сопутствующего структурного реформирования целых отраслей. В автомобильной отрасли уже удалось добиться значительного прогресса путем введения общих для всей индустрии стандартов торговли и электронных связей между крупнейшими автомобильными корпорациями и множеством поставщиков комплектующих изделий (15 тыс. или больше). Однако электронные рынки на базе интернета смогли предложить еще большую результативность и эффективность торговых операций при помощи онлайновых электронных каталогов и новых торговых механизмов — таких, как электронные аукционы.<BR>Неожиданно конкуренты оказались за одним столом переговоров, обсуждая способы слияния всех своих расходов на закупки для создания гигантских электронных рынков, совокупная покупательская способность которых могла бы превысить сотни миллиардов долларов. Привлекательным дополнительным мо-Слияния, неудачи Вертикальная экспансия, Объявления о создании новых электронных рынков НОВОЙ ВОЛНЫ ментом стала соблазнительная перспектива без хлопот приобрести крупные капиталы благодаря владению долями в новом электронном торговом механизме. j Инвестиционные банки незамедлительно начали рекламировать эту возмож- ;{ ность, и такие компании, как Morgan Stanley, заработали миллионы долларов на комиссионных, сводя вместе ключевых игроков сектора. Число и интенсивность объявлений о создании электронных рынков в 2000-2001 годах служат лучшей иллюстрацией бурного интереса к новым возможностям [2]. В течение этого периода практически в каждом отраслевом секторе были достигнуты соглашения о создании нового электронного рынка закупок, объединяющего бесчисленные сделки между поставщиками и бизнес-клиентами. Например, Ford, DaimlerChrysler и General Motors создали объединенный рынок закупок, a Covisint последовал этому примеру в отношении автомобильных деталей и отдельных узлов. 13 из крупнейших мировых нефтяных корпораций объединили свои расходы на новом рынке TradeRanger, a 62 корпорации, занимающиеся потребительскими товарами, включая двух давних противников Pepsi и Coca-Cola, вступили в рынок Transora. Одно дело — нести огромные совокупные расходы, и совсем другое — создать действительно мощный рынок. Объединение внутренних закупочных систем и процессов заняло гораздо больше времени, чем предполагали даже мы, и многие из новых рынков борются за достижение критической массы объемов сделок. Однако некоторые из этих масштабных инициатив все еще существуют, и экономическая стоимость создания интернет-рынков, объединяющих миллионы поставщиков и покупателей, в любой отрасли никогда не ставилась под сомнение. Даже экономии на стоимости сделок в 1% будет более чем достаточно для покрытия расходов на организацию рынков электронного типа. Тем не менее, когда поутихла первая волна неистовой активности по созданию онлайновых рынков закупок в самом начале этого десятилетия, корпорации осознали, что подобные механизмы имеют гораздо больший размах и влияние. «Подключенный» клиент Что происходит на жизненно важном для компании конце цепочки поставок, обращенном к клиенту? Мы знаем, что онлайновые закупки меняют отношения между крупномасштабными производителями и великим множеством поставщиков, ведущих с ними дела. Но как же отношения с клиентами? Чтобы разобраться в этом, следует начать с рассмотрения устремлений потребителя. Давайте изучим недавний опыт сектора потребительских товаров.

razvitieregiona: В истинно глобальной экономике определенные регионы мира возьмут на себя конкретные виды деятельности в соответствии со спецификой местных навыков и локальным уровнем заработной платы. Тайвань уже стал всемирным центром производства электронной продукции. Китай стремительно обретает характер производственной платформы многоцелевого назначения. Индия взяла курс на мировое лидерство в сфере ИТ, превращаясь в глобальную сервисную платформу. Запад интенсифицирует перевод своих производственных и вспомогательных операций в другие страны, становящиеся центрами осуществления офшорных функций.

razvitieregiona: Один из самых известных и титулованных американских журналистов Томас Фридман\Thomas L. Friedman, международный обозреватель газеты New York Times, опубликовал книгу "Плоский Мир: Краткая История Двадцать Первого Столетия"\The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century. Книга уже полгода находится в числе бестселлеров, а в американских библиотеках стоят очереди желающих прочитать ее. Фридман полагает, что мировая экономика вступила в третью стадию глобализации, которая принципиально отличается от предыдущих. Первый этап этой глобализации начался вместе с открытием Америки Колумбом и завершился одновременно с 18 веком. В те времена главными конкурентами были отдельные страны, которые боролись друг с другом за ресурсы и рынки. Хотя частный капитал и тогда подчас получал автономию в освоении обширных регионов (например, именно так действовала британская Ост-Индская компания), в целом он не претендовал на роль самостоятельного игрока. Вторая фаза глобализации растянулась на 200 лет, иначе говоря, с 1800 года по 2000 год. В 19 столетии основной причиной экономической интеграции стало быстрое снижение стоимости перевозки грузов, вызванное появлением парового торгового флота и массовым строительством железных дорог. Этот фактор продолжал действовать и после 1900 года, однако на первое по значимости место постепенно вышло радикальное удешевление передачи информации, обусловленное распространением телефонной и телеграфной связи. Затем настала эра электронных коммуникационных технологий, систем спутниковой связи и оптоволоконных сетей. Вторая половина 20 века оказалась свидетелем рождения подлинно мировой экономики, где ключевыми участниками игры стали уже не государства, а транснациональные корпорации, которые на практике определяли ее правила и следили за их выполнением. Фридман считает, что уникальность современной ситуации состоит в том, что индивидуумы и небольшие группы людей впервые за всю историю человечества получили возможность сотрудничать и конкурировать на мировом рынке в качестве полноценных и полноправных производителей и потребителей товаров и услуг. Сперва глобализация была уделом государств, позже - корпораций, а в наше время в нее все активней включаются отдельные люди и миниколлективы. Эти партнеры-конкуренты могут вступать в экономическое соревнование во всех странах и на всех континентах, создавая новые корпорации или модифицируя работу уже существующих. Их шансы на успех определяются не гражданством и местом жительства, а образованием, способностями, упорством, изобретательностью и доступом к мировой коммуникационной системе. Эта ситуация радикально меняет условия деятельности уже ранее возникших компаний, которым приходится либо постоянно перестраиваться в новой конкурентной среде, либо сдавать свои позиции и уходить из бизнеса. Интернет и прочие коммуникационные технологии сделали возможным такую кооперацию в выполнении самых различных работ, затребованных современной цивилизацией, которая практически мгновенно осуществляется в масштабах всей планеты. Вся планета делается единым производственным полем, в котором действуют унифицированные рабочие правила. В этом и состоит принципиальный смысл концепции "плоского мира", нивелированного информационными технологиями. Фридман не утверждает, что "плоский мир" будет развиваться спокойно и приведет к исчезновению прежних экономических барьеров. Сейчас этот процесс в той или иной степени охватил половину человечества. Однако вторая половина пока что остается в стороне, и ее присоединение нельзя считать исторической неизбежностью. Большинство жителей множества стран так ничего не выиграло от "уплощения" мира, причем многие даже имеют основания считать, что оно работает против их интересов. Фридман называет ряд наиболее крупных препятствий развитию "плоского мира": во-первых, это катастрофическая бедность и болезни, которыми страдают значительная часть населения планеты, не имеющая шансов улучшить свое положение. Второе препятствие Фридман видит в наличии огромных человеческих масс, которые живут на стыке с "плоским миром" и чувствуют его воздействие, однако не могут воспользоваться его преимуществами (например, таковы обитатели сельской глубинки Индии и Китая). Третье затруднение состоит в том, что во многих странах Третьего Мира глобализация экономики усилила социальное расслоение, увеличила число безработных и породила массовые комплексы ущемленности и неполноценности. Допустим, однако, что все эти проблемы как-то удалось решить, и три миллиарда беднейших жителей Земли получили шанс воспользоваться благами плоского мира. Тут-то и возникает четвертое затруднение - ограниченность природных ресурсов и хрупкость экосистем. На Западе процессы индустриализации и постиндустриализации облегчались доступностью и сравнительной дешевизной сырья и энергии и возможностью не слишком беспокоиться о сохранении среды обитания. Теперь этот легкий путь развития уже невозможен. Значительное повышение уровня жизни половины населения планеты останется неосуществимой мечтой, если Запад не начнет лучше заботиться о защите окружающей среды и более рационально и экономно расходовать ресурсы. Если США и другие развитые страны сами не подадут такой пример и не введут потребление в разумные рамки, страны Третьего Мира вряд ли захотят ограничить темпы своего роста ради спасения природы. "Плоский Мир". Факторы уплощения "Уплощение" современного мира происходит под действием целого семейства факторов - экономических, политических и социальных. Томас Фридман выделяет десять основных причин этого процесса. Первый фактор. Разрушение Берлинской Стены стало символом необратимости краха социалистической системы и победы рыночной экономики в глобальном масштабе. Это событие прежде всего связывают с демократизацией стран Восточной Европы, однако его последствия оказались куда серьезней и масштабней. Падение Стены стимулировало капиталистическую переориентацию Индии, усилило позиции сторонников либерализации экономики в Китае и Латинской Америке и ослабило позиции авторитарных и диктаторских режимов буквально по всему миру. "Уплощение" нашей планеты не могло произойти без ликвидации политических и социальных препон, мешающих этому процессу - подлинным началом этой ликвидации стали события в Берлине 9 ноября 1989 года. Второй фактор. 9 августа 1995 года на бирже началась продажа акций небольшой калифорнийской компании Netscape. Она вышла на рынок с уникальным для того времени продуктом - первой навигационной системой для Интернета, пригодной для массового использования - Netscape Navigator. Navigator появился на свет удивительно вовремя. Интернет к тому времени существовал уже четыре года, однако поначалу он развивался очень медленно. Для количественного и качественного роста Интернет, прежде всего, нуждался в универсальной и легко доступной системе навигации. Именно Navigator оказался первым браузером универсального назначения. В дальнейшем появились и другие эффективные браузеры, и к концу 1990-х годов Интернет превратился в действительно всемирную информационную сеть, обладающую практически неограниченными возможностями роста. Третий фактор. Интеграция прикладных компьютерных программ, циркулирующих по сетям Интернета. Компьютеры обрели способность беспрепятственно общаться друг с другом и согласованно обрабатывать информацию. Это стало возможным, благодаря созданию языка XML (позволяет представлять данные в структурированной форме, которую "понимают" большинство программных приложений) и базирующегося на этом языке протокола передачи данных SOAP. Использование этого софтвера гарантирует, что компьютер-отправитель и компьютер-получатель смогут без ошибки интерпретировать содержание любого сообщения. В результате, подсоединенные к Всемирной Сети компьютеры обеспечили кооперацию усилий сотен миллионов пользователей. Это, в свою очередь, стимулировало написание великого множества новых прикладных программ разнообразного назначения, которые до того просто не имели бы практической ценности. Четвертый фактор. Зарождение движения за создание софтвера с открытыми источниками кода. В основе любого набора взаимосвязанных компьютерных программ лежит система инструкций, которая называется исходным кодом. При создании программ с открытыми источниками такие коды выкладываются в Интернете. Любой желающий может не только использовать бесплатное программное обеспечение, но также модифицировать и улучшать его в соответствии со своими собственными потребностями. Коды всех таких изменений также должны быть общедоступны, в этом суть идеологии открытого доступа. В итоге возникает постоянно обновляющийся веер новых программ, круг авторов которых практически не ограничен. Движение за открытые источники возникло в США в начале 1998 года по инициативе группы программистов. В том же году корпорация IBM оказала финансовое, техническое и организационное содействие финализации интернетной серверной программы Apache, созданной небольшим коллективом энтузиастов открытого доступа. Вскоре ее примеру последовали и другие крупные фирмы. В последние годы активисты движения за открытые источники начали создавать не только компьютерные программы, но и общедоступные электронные базы данных, пользующиеся огромной популярностью. Самым заметным достижением в этом плане стало появление "общественной" онлайновой энциклопедии Wikipedia, тексты для которой пишут, редактируют и корректируют сотни тысяч добровольных авторов. Этот проект был запущен в январе 2001 года - в настоящее время в энциклопедии около 700 тыс. англоязычных текстов и свыше 1 млн. статей почти на 200 языках. Пятый фактор. Движение за открытые источники позволило миллионам людей из разных стран объединиться в создании интеллектуальных продуктов. В настоящее время рамки этого движения быстро расширяются, и оно становится одним из мощнейших факторов "уплощения" мира. Оно в немалой степени способствовало резкому возрастанию числа высококвалифицированных программистов, живущих в странах Третьего Мира и успешно поставляющих свои продукты на мировой информационный рынок. Шестой фактор. Перевод промышленных мощностей в Китай и другие страны, отличающиеся избытком рабочей силы. Этот процесс ускоряет индустриализацию развивающихся стран и позволяет им играть все более активную роль на мировой экономической сцене. Он также в значительной мере нейтрализует все еще существующие торговые барьеры и, тем самым, помогает формированию единого всемирного экономического пространства. Крайне важно, что наиболее динамичные компании расширяют свое географическое присутствие не только ради снижения себестоимости и повышения прибылей, но и для освоения новых рынков. В условиях нивелирующегося мира корпорации могут выжить только непрерывно изменяясь и изобретая все новые возможности предлагать потребителям такие товары и услуги, которые их конкуренты или не предлагают вовсе, или предоставляют за большую плату. Седьмой фактор. Возникновение гигантских торговых компаний, которые непосредственно соединяют производителей с покупателями. Эти фирмы не нуждаются в услугах оптовиков и иных посредников, поскольку они сами заказывают и закупают товары, сами доставляют их к месту назначения и сами же реализуют через собственную сеть магазинов. Их усилия облегчили и удешевили движение товаров в глобальном масштабе и тем самым сильно способствовали мировой нивелировке. Инициатором и лидером этой "торговой революции" стала американская корпорация Wal-Mart, основанная в 1962 году. В настоящее время только в США ей принадлежат 3.7 тыс. торговых центров и еще 1.6 тыс. - в других странах. Ее торговый оборот в прошлом году дошел до $260 млрд., а численность персонала превысила 1 млн. 600 тыс. человек. Руководство этой компании всегда стремилось не к получению сверхприбылей, а к увеличению объема продаж. Такая стратегия полностью оправдала себя и позволила фирме к 1990 г. превратиться в крупнейшее и наиболее рентабельное торговое предприятие США, а затем и всей планеты. Восьмой фактор. Появление фирм, специализирующихся на быстрой доставке небольших партий практически любых грузов между любыми точками земного шара. Эти предприятия (например, UPS, DHL и т.д.), в первую очередь, обеспечивают потребности малого и среднего бизнеса, которому для успешной работы на мировом рынке требуются разнообразные транспортные услуги. Эти же фирмы сделали возможным появление корпораций, специализирующихся на торговле по Интернету, таких, как Amazon и eBay. Объемы такой торговли, особенно частных сделок между отдельными людьми, растут настолько быстро, что уже вносят существенный вклад в экономику. Девятый фактор. Возможность быстрого получения практически любых справок с помощью поисковых систем Интернета. Десятый фактор. Массовое распространение беспроводной коммуникационной аппаратуры и прочих новинок высоких технологий, ускоряющих движение информационных потоков. Такая аппаратура позволяет работать в онлайновом режиме когда угодно и где угодно и, тем самым, обеспечивает пользователям Интернета полную мобильность. Источник: Washington ProFile


иван: обеспечить интеграцию Подкарпатья в формирующееся глобальное информационное пространство.

иван: решению проблемы компьютерной безграмотности, в частности, в рамках программы «Компьютер в каждый дом».

иван: информационная инфраструктура в стране развивается быстрыми темпами, совершенствуется система правового регулирования отрасли ИКТ, а инфокоммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества.

иван: Сумма технологии В конце прошлой недели Касьянов выступил с заявлением, касающимся экономических итогов последних лет. Премьер, упорно отказывающийся доселе выглядеть в своих оценках чересчур оптимистично, на этот раз "сдался" и дал волю положительным эмоциям. Так, по его словам, Россия в период 2000-2003гг. обогнала развитые страны по различным показателям в 2 раза. Доминирующее мнение состоит, как известно, в том, что этого удалось достичь благодаря высоким ценам на нефть, хотя в других нефтедобывающих странах высокие цены на нефть приводят к стагнации. По другим раннее сделанным оценкам, страна вышла на траекторию устойчивого роста благодаря тому, что успел сформироваться новый экономически активный слой, способный двигать новую экономику и "старую экономику" в новых условиях. Некоторые считают, что причина в том, что произошел переход от идеологического к рациональному типу мышления - это заметили в Совете по национальной стратегии. Возможно, однако, и другое: при прогнозе скорости роста не учитывалось движение так называемого "информационного капитала" - тех навыков и умений, которые приходят в Россию через Интернет и другие общедоступные каналы информации. За использование такого "капитала" не надо платить проценты и его отдавать, его просто надо уметь использовать, а в России "поколение i", способное черпать для себя полезное из новой информационной среды, как раз и сформировалось в последние годы. Новая информационная среда и оказалась той "скрытой массой", которая ускользнула от расчетов экономистов, но определила результаты роста. Впрочем, если уж говорить о темпах роста, куда интереснее сравнивать себя не со стагнирующей Японией или Европой, а с США, темпы роста ВНП которых в 2003 году показали твердые 8,2% при российских от 6,6 до 7%. Между тем, несмотря на как будто более высокие темпы роста экономики США, из официальных же данных следует, что разрыв в рыночной стоимости двух экономик не возрос, а сократился. Так, согласно Bureau of Economic Analysis (U.S. Department of Commerce), рост рыночной стоимости американской экономики в текущей валюте (Current-dollar GDP) в 2003 году по данным сравнения 3-х кварталов увеличился в долларовом выражении примерно на 10%. Но примерно на эту же цифру, даже несколько больше, если верить Минэкономразвития, в 2003 году снизилась рыночная оценка доллара по отношению к рублю. Если учесть теперь, что российская экономика реально выросла минимум на 6,6% - по данным того же Минэкономразвития, то это означает с точки зрения "покупательной способности экономики", что Америка в экономическом состязании с Россией фактически "бежала" вперед только для того, чтобы отстать. На последнее обстоятельство, похоже, мало, кто обратил внимание, но даже за его вычетом уровень оптимизма нации вырос настолько, что вслух заговорили о национальной программе полетов на Марс с обгоном американцев на 10 лет. Что ж, с таким залежами нерастраченного оптимизма самое подходящее время поговорить о планах на будущее. Буш, по правде говоря, оказался тут как тут, и очень кстати выступил на прошлой неделе со своей программой полетов: снова на Луну и, наконец, на Марс. Отечественные умы отреагировали традиционно по-нашему: а мы можем быстрее и дешевле! Проблема кроется, однако, в самом слове "отреагировали". Слишком большая склонность к отражению и подражанию грозит опасностью впасть в чужое безумие. Это при том, что в родной стране и своего-то хватает с лихвой. В действительности же не подобные очередному "плану Буша" пиар-проекты, а технологии безопасности направляют поступь человеческой цивилизации. Без всякой натяжки можно сказать, что история цивилизаций - это история развития технологии безопасности, а прогресс - это, прежде всего, успех в состязании и, как следствие - прогресс орудий разрушения. Те цивилизации, которые не сумели стать благоприятным субстратом для таких технологий, угасли или были уничтожены более технологически развитыми конкурентами. В результате - скорее такие технологии используют цивилизацию в качестве субстрата для своего прогресса, чем наоборот. Приняв это предположение, следует согласиться и с тем, что экономика, общественная мораль, эффективность социальных институтов играют в этом соревновании лишь опосредованную роль. В конечном итоге их следует оценивать лишь по тому, насколько они способны "удобрить почву" для совершенствования технологий безопасности. Между тем, влияние "цивилизационного контекста" на прогресс технологии огромно. Достаточно вспомнить историю развития ядерной технологии: физики признают, что даже если бы супруги Розенберг не передали русским некоторые американские атомные секреты, в СССР все равно была бы создана атомная бомба. В данном случае отечественный "цивилизационный контекст" благоприятствовал развитию данного вида технологии, даже если часть сведений и пришлось заимствовать. Во многих других странах, несмотря на многолетнюю накачку нефтедолларов в ядерные программы, данная технология развивается весьма скромными темпами. Даже "воровство ядерных секретов" мало помогает, поскольку этими секретами просто некому воспользоваться. Таким образом, экономика - всего лишь служанка технологии безопасности. Ни "свободная экономика", ни экономика, "построенная на принципах справедливости", не способна ответить на вопрос - быть или не быть цивилизации в решительную годину. Последнее обстоятельство следует принять во внимание до того, как услужливая медиа-машина выплеснет нам - жаждущим - очередную порцию экономического оптимизма. И если бы выяснилось, что для развития технологий безопасности благоприятнее "аморальная экономика" - следовало бы без колебаний выбрать именно ее. Что касается так называемых "принципов справедливости", то "в суровый час" их оказывается попросту некому предъявить - они имеют какую-либо ценность только в рамках создавших их цивилизаций, а значит - не могут быть арбитрами в споре между ними. В случае нашей цивилизации есть еще одно обстоятельство, которое требует дополнительного акцента на проблеме безопасности. Отечественная ментальность, как можно заметить, отличается сравнительно пониженным инстинктом самозащиты. Это проявляется на самых разных уровнях языкового и культурного сознания. Так, в ряду принятых ценностей "справедливая месть" - наиболее яркий штрих коллективного чувства самосохранения - находится внизу "нашей" шкалы ценностей. Если у американцев подсознательный стереотип необходимости "справедливой мести" закреплен на уровне масс-культуры, а в мусульманской цивилизации - на уровне развитой монотеистической религии, у русских - в языке и культе одно лишь нерасчлененное "не убий!". На самом же деле в оригинале библейское "ло тирцах!" означает определенно "do not murder!", а вовсе не "do not kill!". То есть - запрет на неправильные, преступные - иллегальные убийства, а ни в коем случае не на убийство вообще. Данная библейская заповедь в оригинале означает скорее легитимацию части убийств, нежели запрет на всякое убийство человека человеком. Отсутствие в родном языке необходимого разделения семантического пространства для выражения такой легитимации "праведного убийства" и означает на практике наблюдающуюся в нашей ментальности депрессию инстинктивного механизма коллективной защиты от внешних посягательств. В современной российской масс-культуре отсутствие механизма "справедливой мести" наиболее ярко демонстрируется сюжетом фильма "Брат-2", в котором герой занимается всем, чем угодно, только не "справедливым воздаянием". Данила добирается "в логове врага" до корня зла, до главного преступника, но... почему-то не убивает его. Почему-то отпустить главного злодея - означает у нас как бы утвердить "наше" моральное превосходство. Режиссер не дает герою удобного повода и легитимной возможности "стереть зло с лица земли" - подход невозможный, если мыслить немного другими - голливудскими или исламскими - понятиями. Напомним, что речь при этом идет о фильме, о котором общепринято думать, что автор балансирует чуть ли не на грани "дозволенного". Описанная недостаточность подсознательных механизмов самозащиты вовсе не выглядит фатальной в плане прогноза на будущее, однако требует сознательного компенсаторно-повышенного внимания государства к проблемам безопасности и выживания всей русской цивилизации. Первый аспект подобной заботы - внутренний, касающийся жесткого сдерживания нелегитимного насилия внутри страны, в том числе и тех видов насилия, которые принято связывать с "диким капитализмом". По итогам прошедшего года получается, что в стране не только нужно, но и можно соблюдать законы. Даже если твой доход значительно выше среднего. После всего, что до сих пор, в течение целого десятилетия, творилось в стране, имеющей столь богатый опыт "наслаждения" анархией, предлагать нации согласиться с итогами учиненного насилия - это все равно как предложить спасшимся из Освенцима евреям возвратиться в газенвагены, по меткому выражению одного колумниста. Нация может этого, мягко говоря, не понять, после чего ее моральный уровень может опять покатиться вниз, инстинкт самосохранения совсем угаснуть, а тяга к самобичеванию и самоистреблению, соответственно, резко возрасти. Есть и другой аспект отечественной уязвимости - внешний. "Врожденная иммунная недостаточность" может также служить провоцирующим фактором агрессии, триггером внешней атаки. Учет этого обстоятельства требуется при анализе влияния на страну современных локальных конфликтов, например иракского. Прогноз таков (свежий доклад ФПИИ), что и в случае успеха послевоенного урегулирования, и в случае его провала возникнет во многом новая стратегическая ситуация - как в глобальном масштабе, так и в отдельных регионах. Данное утверждение, однако, ведет, независимо от намерений авторов конкретного доклада, к выводу, что способность воздействия страны на международную среду в нужном для себя русле в принципе зависит от способности выигрывать локальные конфликты. Международная система конфигурируется от одного локального конфликта к другому, оставаясь стабильной в промежутках между ними. Стране необходимо научиться выигрывать локальные конфликты - либо правила мировой игры могут оказаться в какой-то момент несовместимыми с ее существованием. А для этого мало политической воли. Нужны "спецсредства". Кроме оружия устрашения или сдерживания, сам смысл которого состоит в том, что о его наличии известно неприятелю, очевидно, необходимо еще и "оружие внезапности", о наличии которого потенциальный неприятель не догадывается и смысл которого состоит в том, что именно оно призвано обеспечить победу в локальных войнах. А сделать так, чтобы противник не знал, чего от тебя ожидать, можно только в случае уверенного отрыва в определенной технологии, иначе не будет фактора внезапности. Другими словами, создать "оружие внезапности" можно только в том случае, если обладаешь технологическим отрывом. Технологический отрыв в определенной области нужен как раз для того, чтобы позволить стране обновлять "оружие внезапности" в промежутках от одного конфликта к другому и таким образом максимизировать свои шансы в каждом последующем конфликте. Из этого также следует, что придется выбрать ограниченное количество направлений, в которых есть шанс захватить лидерство и его удерживать. Эти направления, естественно, обязательно должны иметь отношение к строительству новой системы безопасности. В наличии, кстати говоря, имеется не так-то много вариантов. При том, что территория страны имеет тенденцию к сокращению уже около 150 лет, а на морских направлениях господствуют другие государства, только космическое пространство предоставляет практически неограниченный рубеж обороны, позволяя компенсировать недостаточную стратегическую глубину и слишком высокую "кучность" сухопутных оборонительных рубежей. Подобно тому, как морские державы выносят свои армии в океан и на зарубежные базы, величайшая сухопутная держава может сделать это в космосе, используя космические направления для проекции своей национальной воли. Развертывание эшелона проекций силы из космоса избавит страну от необходимости развертывать систему удаленных баз и нести экономические издержки в виде помощи странам-саттелитам - прилипалам, которые со временем превращаются в надоедливых попрошаек и экономических шантажистов. Вместо этого каждый цент, истраченный на "космический меч", пойдет не в карманы иноземным "беям", а опять же - на технологическое развитие самой страны. И пускай другие, если хотят, выбрасывают миллиарды на подкормку коррумпированных режимов. Кстати, этим "другим" тоже вскоре придется выбирать, какие национальные технологии сделать "фаворитами", а какие отдать "на откуп" другим нациям. По поводу американской программы полета на Марс впору сказать, что, похоже, Америка претендует на чемпионское звание слишком во многих "видах спорта". Такую оценку разделяют ряд американских обозревателей. Так, один американский ученый из Чикагского университета заявляет в "Вашингтон пост": "Невозможно вести войну, снижать налоги - к тому же экономика находится в стагнации - и при этом тратить миллиарды долларов на космические полеты". Еще больший скептицизм по поводу перспектив американской космической программы начинает одолевать, когда читаешь данные Международного валютного фонда, которые говорят о том, что внешний нетто-долг США достиг 40% национального продукта. Как говорится, поживем - увидим, куда с такими долгами Америка долетит. Нанотехнология - другая перспективная отрасль, которая также открывает широкий простор для развития технологий безопасности. "Умный порошок", о создании которого уже некоторое время говорят, позволит вести слежку за террористами, где бы они ни находились. Об этом средстве говорилось, например, на израильском форуме по проблемам национальной безопасности, который недавно прошел в Герцлии. Если заглянуть чуть дальше - такой порошок, состоящий из нанороботов, позволит наносить неожиданные и координированные удары по неприятелю, эффект которых сравним с оружием массового поражения. В том же государстве ведутся разработки по созданию наноспутников, которые можно сравнительно дешево и в больших количествах доставлять на орбиту, но которые функционально не будут значительно уступать полноразмерным системам. У страны, хотя бы на шаг опережающей других в определенной технологии, появляется шанс конвертировать это преимущество в деньги, возвращая сделанные затраты. Для технологий безопасности такая конверсия весьма сложна и не ограничивается продажей вооружения. Технический задел повышает шанс на выигрыш в локальном конфликте, значит, он повышает шанс на конфигурацию отношений международного обмена в нужном для нации русле. Что бы ни говорили о системе современного международного обмена, она - такая, какая есть, только потому, что всякая попытка ее изменить наталкивается на подкрепленную средствами безопасности решимость ее защитить со стороны выигрывающих от нее наций. Эту решимость можно сломить, только имея в запасе превосходящую технологию безопасности.

віллі: іван ти болван!!! :)

віллі: віллі еппппппппппппппппп

Vesna: віллі Эк тебя плющит.... Хотя... все равно нет тут никого.... резвись на здоровье Ж)



полная версия страницы