Форум » Соціальні » НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Национальной идеей, способной сплотить не » Ответить

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Национальной идеей, способной сплотить не

uhhiu: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Национальной идеей, способной сплотить не только Россию, но и весь мир вокруг решения вопросов, проблем, стоящих перед нами как Вызов, может быть только идея духовности – духовности человека, общества, государства, всей цивилизации, а основой государственного строительства и осуществления его деятельности - соборность. ТЕЗИСЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ РОССИИ (представлены в том виде, в котором были сформулированы лидером Общественного Объединения «Созидание» Айратом Шариповым в 2000 г.) Основной задачей предлагаемых реформ является реализация принципов прямого народовластия (демократии), социальной справедливости и профессио-нализма, а также реальное и полное содержательное наполнение принципов фе-деративного устройства государства и его деятельности. Предложенная Комплексная Программа реформ направлена на решение ос-новных и злободневных проблем России политического, экономического и соци-ального характера и предусматривает перспективы для дальнейшего развития принципом прямого народовластия, социальной справедливости. На основе качественно и принципиально нового подхода рассмотрены вопро-сы, проблемы дальнейшего развития принципов федерализма в России и предло-жены пути их решения учитывающие фактор преемственности в вопросах государственного строительства и осуществления государственной деятельности. Основы построения федерализма в России При существующем характере отношений между субъектами Федерации и федеральным Центром, создается устойчивое впечатление, будто регионы созда-ны и существуют для интересов Центра, а не наоборот. Тогда как федеративное его устройство предполагает, что Центр создается в интересах регионов. Центр – виртуален по определению, а регионы – реальны. Следовательно, надо прежде всего исходить из интересов самих регионов. Это – основа федерализма. Необходимость единого правового поля в России – обязательное условие ее целостности как государства. Вопрос в том, на основе чего и как оно форми-руется. Если это единое волеизъявление регионов, то это реальное единство – в согласии, если нет – сомнительное и очень неустойчивое единство без согласия. Сейчас действует второй вариант, который приведет к тоталитарному устройству государства, или к его последующему распаду. России нужна новая Конституция, а субъектам Федерации – модельная, единая для всех конституция. Но надо учитывать сложившуюся и существующую асимметричность в развитии и в характерных особенностях регионов. Нельзя всех стричь под одну гребенку (если История чему-то и учит, то этому – в первую очередь). Выход из данной ситуации возможен только один - договорные отноше-ния. Воспользуется этим правом регион или нет – дело и воля самого региона. Как решит народ. Но это право должно существовать. Существование самой практики договорных отношений позволяет регионам и Центру своевременно и безболезненно, не изменяя самих конституций, вносить все необходимые правовые поправки, способные разрешить любые возникающие спорные моменты. Только после того, как та или иная внесенная поправка окажет-ся устойчиво действенной, эффективной, проверенной жизнью и временем, можно говорить о внесении ее в конституции. Подобная практика особенно эффективна и социально безопасна для государства, находящегося на переход-ном этапе своего развития, какой и является сейчас Россия. Что может быть предметом договорных отношений? Все, что не может войти в рамки модельной Конституции субъектов Федерации. Но эти «рамки» в ней и в Конституции России должны быть четко прописаны. Основная задача конституций субъектов Федерации и России – четко и не-двусмысленно решить вопрос разграничения полномочий и предметов ведения: кто за что отвечает. В тех же вопросах, где нет полной ясности, согласия, понима-ния и достаточного опыта, необходима практика договорных отношений, - как форма и способ правового регулирования отношений между регионом и феде-ральным Центром. Межбюджетные отношения субъектов Федерации и федерального Центра Межбюджетные отношения – остов, «скелет» федерализма. И если они не выражают саму суть федеративных отношений, то все остальное, что касается разговоров о федеративном устройстве государства, - это попытки выдавать же-лаемое за действительное в лучшем случае, в худшем – политическая мимикрия авторитарной сути, волк в овечьей шкуре. Именно этот худший вариант мы и имеем в действительности, при этом пре-красно отдавая себе отчет в том, что, видимо, это есть единственный на ближай-ший период времени способ сохранить целостность России, ее управляемость и экономическую независимость. Какими должны быть межбюджетные отношения, чтобы «и волки были сыты, и овцы – целы»? Сколько должно идти в федеральную казну и сколько оставаться в самих регионах, чтобы общефедеральные программы выполнялись, а регионы не теряли той части средств, которая необходима для их собственного самостоя-тельного развития? Каким образом без ущерба для развития регионов-доноров поддержать регионы-реципиенты? Только ответив на эти вопросы, мы можем го-ворить о том, какова Россия по своему государственному устройству. Объективный экономический анализ показывает, что нормальное самостоя-тельное развитие регионов возможно в том случае, когда 60% средств от общей суммы бюджетных сборов и платежей остаются в бюджете самого региона. Это как минимум-миниморум. Оптимальное же соотношение: 70% - регион, 30% - феде-ральный Центр. Но для переходного периода, а именно в таком положении находится Россия, при существующей объективной экономической асимметрии регионов, необходи-мы средства для поддержания развития регионов-реципиентов. Ясно, что это воз-можно только за счет помощи регионов-доноров. Однако не должно быть смеше-ния этих средств с другими внутри самого федерального бюджета. Их смешение порождает бесконтрольность, способствует нецелевому использованию средств. Принятие за основу построения межбюджетных отношений схемы: 60% - ре-гион, 30% - федеральный Центр и 10% - общефедеральный бюджетный фонд под-держки развития регионов-реципиентов, и может служить реальным экономиче-ским стержнем, становым хребтом федерализма в России. Принципы формирования исполнительных и законодательных органов власти Само понятие «власть» подразумевает «нести ответственность». Чем выше уровень занимаемой должности, чем большей властью, полномо-чиями наделен человек, тем большую ответственность он несет. Это аксиома. В полной мере нести ответственность способен тот, кто обладает соответст-вующими способностями, качествами, навыками и знаниями. Одних желаний и благих намерений недостаточно. Без должного уровня профессионализма, опыта и заслуженного авторитета, доверия наделять человека властными полномо-чиями, тем более высшими, значит подвергать государство и народ опасности. Имеем ли мы право на «авось»? Должны ли продолжать игнорировать прин-цип преемственности во власти и попирать принципы социальной справедливо-сти? Но именно так до сих пор происходит процесс назначение большинства лиц на те или иные государственные руководящие посты вплоть до высших. Команд-ные, клановые, узкокорпоративные и другие доморощенные принципы формиро-вания властных структур должны уйти в прошлое без лишних упреков и порица-ний. И чем раньше, тем лучше для государства и народа. Руководитель субъекта Федерации Принцип определения и выбора высшего руководителя субъекта Федерации должен опираться на принципы преемственности власти, авторитета, профессио-нализма, выборности и доверия. Преемственность обеспечивается перемещением должностных лиц от ниже-стоящей должности на вышестоящую. При этом, как правило, обеспечивается ре-шение вопроса опытности, профессионализма, а при выборном характере назна-чения – доверия и авторитета. Подобным критериям отбора наиболее соответствуют выборные руководите-ли местных (городских, районных) органов самоуправления – главы городских, районных администраций, муниципальных образований. Получаемый ими за период своей деятельности хозяйственный и административный опыт вполне обоснованно позволяет им претендовать на вышестоящую должность – быть руководителем субъекта Федерации. Кто и как должны его выбирать? Выбор будущего высшего руководителя субъекта Федерации должен произ-водиться из числа самих выборных глав администраций на их общем собрании путем тайного голосования. Выдвижение кандидатов происходит или группой глав администраций или в порядке самовыдвижения. Утверждение же кандидата должно проходить решением высшего законодательного собрания субъекта Фе-дерации. Срок исполнения полномочий на посту высшего руководителя субъекта Фе-дерации: семь лет, без права повторного переизбрания. Выборы на пост руководителя субъекта Федерации проводятся через двух-трех лет со дня вступления в должность выборных глав (городских, районных) ор-ганов местного самоуправления, срок должностных полномочий которых – семь лет. Выборы глав (городских, районных) органов местного самоуправления осу-ществляются всенародным голосованием граждан, жителей конкретного местного территориального образования. Все выборы во всех субъектах Федерации должны проводиться в один и тот же строго установленный срок. При подобном методе проведения выборов и назначения на пост высшего руководителя субъекта Федерации полностью соблюдается принцип прямого народовластия, обеспечивается преемственность во власти, должный уровень профессионализма, доверия и авторитета. Президент России Изначально статус самой должности и уровень соответствующей ей ответст-венности предполагает, что Президентом России должен быть самый авторитет-ный человек, чей профессионализм, мудрость и опытность общепризнаны. Следо-вательно, и сами принципы его определения, избрания должны основываться именно на этих критериях выбора, соответствовать принципам прямого народо-властия и федеративного устройства государства. Полное соответствие вышеназванным принципам определения и выбора кандидатов на должность Президента России возможно обеспечить в том случае, если подобный выбор осуществляется из числа высших выборных руководителей субъектов Федерации ими же самими – путем выдвижения кандидатов группой руководителей регионов или в порядке самовыдвижения. Утверждение избранной кандидатуры на пост Президента России осуществ-ляется решением Государственной Думы России. Замещение руководителя субъекта Федерации, перешедшего на пост Прези-дента России, происходит путем довыборов в субъекте Федерации или автомати-ческим переходом на эту должность второго по списку кандидата по итогам ранее проведенных выборов. Срок исполнения полномочий на посту Президента России – семь лет, без права повторного переизбрания. Выборы на пост Президента России осуществляются через два-три года со дня вступления в должность выборных руководителей субъектов Федерации. Как вариант, можно рассматривать модель выборов Президента России из числа руководителей субъектов Российской Федерации, полностью и успешно прослуживших свои положенные семь лет на высшем государственном посту субъекта Федерации. Государственный Совет России При вышеперечисленных принципах определения и назначения высших руководителей России и субъектов Федерации Государственный Совет России необходим как консультационный орган власти при Президенте России и при Совете Федерации России, если в том есть необходимость. В его состав должны входить все экс-руководители субъектов Федерации, и он же должен возглавляться экс-президентом России. Их перемещение в Государ-ственный Совет России осуществляется одновременно со дня сложения ими своих предыдущих полномочий. Срок исполнения полномочий нового состава Государственного Совета Рос-сии – семь лет. Данный орган власти необходим для обеспечения решения вопросов преем-ственности власти и принятых ранее решений и программ. Опыт, знания, способ-ности и заслуженный авторитет лиц, входящих в состав Государственного Совета России неоспоримы и необходимы для обеспечения дальнейшего благополучия народа и развития государства. Государственные Советы (Законодательные Собрания) субъектов Фе-дерации С самого начала подчеркну недопустимость совмещения законодательных и исполнительных функций власти на любом уровне одним и тем же лицом! Существующие принципы формирования законодательных органов власти субъектов Федерации не отражают и не выражают полностью принцип прямого народовластия, неэффективны, необоснованно финансово затратны и социально несправедливы. При наличии существующих городских и районных Советов народных депутатов более эффективным принципом формирования законодательного органа власти субъекта Федерации может служить принцип делегирования полномочий. В таком случае высший законодательный орган власти субъекта Федерации формируется на основе выборных представителей от каждого из городских, рай-онных (местных) Советов народных депутатов в соотношении, пропорциональном количеству проживающих на административной территории города, района граж-дан. Данный принцип позволяет: - значительно стимулировать деятельность, активность партийных и общест-венных организаций изначально на местах - быть ближе к народу; - находиться избирателям и кандидатам в минимальной зависимости от влия-ния, давления и диктата «сверху», больше опираться и ориентироваться на волю «низов»; - более четко и принципиально представлять интересы населения городов и районов субъекта Федерации; - усилить роль и значение городских и районных Советов народных депутатов; - полностью исключить возможность и вероятность «купли-продажи» депутат-ских мандатов; - обеспечить более эффективный контроль над деятельностью депутатов со стороны избирателей и упростить процедуру отзыва и переизбрания. Предложенный принцип более полно отражает и выражает принципы пря-мого народовластия и социальной справедливости. Эффективность деятельности законодательных органов власти на любом уровне во многом определяется и зависит от правовой грамотности и профессио-нализма депутатов. Должен ли депутат обладать юридическим образованием? Ко-нечно же, нет. Но юридически грамотным быть обязан. Как этого добиться? Введение практики правовых аттестаций для вновь избранных (переизбран-ных) депутатов позволит значительно поднять уровень профессиональной дея-тельности каждого депутата и, как следствие, всего законодательного собрания. Необходимо заметить, что срок деятельности вновь избранного состава зако-нодательного органа власти субъекта Федерации – семь лет. Выборы должны про-водиться по истечении двух-трех лет со дня завершения выборов в городские, районные (местные) Советы народных депутатов. Государственная Дума России Если признается, что Россия должна быть федеративным государством, то логично, что и все органы государственной власти федерального уровня должны содержать и отражать в себе признаки федерации как по принципам своего фор-мирования, так и по принципам своей деятельности. Соответствует ли этим принципам существующая Государственная Дума? Ни по форме, ни по сути - нет. Основа Федерации – регионы. Регионы должны делегировать полномочия Центру, а не наоборот, как это сейчас происходит. И законодательная база Рос-сийской Федерации должна формироваться на основе единого волеизъявления регионов, выражаемого через их совместную деятельность в Государственной Ду-ме РФ. Сама Государственная Дума должна быть представлена выборными пред-ставителями от каждого из регионов в количественно равном соотношении. На-пример: по три депутата от каждого региона. Как должны определяться эти депутаты от региона? В каждом регионе существует свой законодательный орган власти, наделен-ный доверием граждан данного субъекта Федерации. Вполне достаточно выборы депутатов в Государственную Думу России проводить не в масштабах всего насе-ления региона, а из числа уже избранных депутатов в местный высший законода-тельный орган власти. Полученное доверие избирателей достаточно для того, чтобы решить, кто из числа избранных депутатов достоин представлять интересы региона в Государственной Думе РФ. Не вызывает сомнений, что ими окажутся наиболее профессионально подготовленные, активные и инициативные депутаты. В данном случае полностью соблюдается и выполняется принцип прямого народовластия: поуровневое делегирование властных полномочий проводиться из числа и среди тех, кто всенародно избран. Важно, чтобы финансовое и материальное обеспечение жизни и деятельно-сти этих депутатов происходило только за счет региона ими представленного. Какие плюсы дает предложенный принцип формирования высшего законода-тельного органа власти России: - интересы всех регионов представлены в равной мере; - гарантированы профессионализм и активность в деятельности депутатов Государственной Думы; - полностью отпадает необходимость финансирования процесса проведения выборов в Государственную Думу и содержания депутатов за счет федеральной казны: депутат будет зависеть от региона, а не от Цен-тра; - в этом случае деятельность всех партий и общественных орга-низаций, претендующих на власть, будет вестись исключительно в регио-нах, на местах – «вживую» с народом, как это формально они деклариру-ют; - данный принцип полностью исключает порочный метод лобби-рования принятия и протаскивания законов и их проектов со стороны узкого круга лиц или групп, преследующих своекорыстные цели; - и, наконец, данный принцип реально наполняет суть, содержа-ние самого понятия «федерализм» и полностью его отражает; - отпадает необходимость в существовании и деятельности Со-вета Федерации как законодательного органа власти при сохранении его при необходимости как представительного органа власти руководителей субъектов Федерации; Срок исполнения депутатских полномочий вновь избранного состава Госу-дарственной Думы – семь лет. Выборы в Государственную Думу России проводятся по истечении двух-трех лет со дня завершения выборов в региональные высшие законодательные органы власти. Правительства субъектов Федерации и России Самым порочным и низкоэффективным методом формирования исполни-тельных органов власти как центральных, так и региональных является «команд-ный»… (полный текст см в книге по ссылке) Центральные исполнительные органы власти России Выборы в центральные исполнительные органы власти (Правительство Рос-сии) вытекают из выборов в субъектах Федерации и проводятся по истечению двух-трех лет со дня проведения региональных выборов. Субъектами избирательного права выступают вновь избранные региональ-ные министры отраслей, секторов, систем, которые и выбирают федерального министра из своего же числа. Штатное расписание министерства, ведомства определяются и утверждаются ими же и на тех же принципах, что при региональных выборах. Срок исполнения полномочий – семь лет без права повторного переизбра-ния. Места министров, перешедших в Правительство России, замещаются авто-матически вторыми по списку кандидатами на этот пост по результатам проведен-ных выборов в субъектах Федерации. Председатель Правительства России Кандидат в Председатели Правительства России определяется путем прове-дения выборов среди премьер-министров субъектов Федерации и утверждается решением Государственной Думы России. Срок полномочий – семь лет без права повторного переизбрания. При принятии подобной предложенной системы и принципов формирования исполнительных органов власти в субъектах Федерации и России обеспечива-ется максимальный уровень профессионализма, преемственность, автори-тетность, доверие и контроль. P.S. Прошло восемь лет с тех пор как эти тезисы были озвучены. Мне кажет-ся, они до сих пор не потеряли свою актуальность. Может быть, обрели еще боль-шую. С полным текстом книги Айрата Шарипова "Политтехнология нравственно-сти или Искусство Богочеловека" можно ознакомиться в журнале "Vsemdobra_528" - vsemdobra_528@livejournal.com http://community.livejournal.com/_politics_/866865.html

Ответов - 0



полная версия страницы